О ВРЕМЕНИ
(Главные принципы, касающиеся нашего поведения относительно миропорядка и судьбы).
Надо бы непрестанно держать в уме действие времени и превратность вещей и потому при всём, что имеет место в данную минуту, тотчас вызывать в воображении противоположное, т.е. в счастье живо представлять себе несчастье, в дружбе – вражду, в хорошую погоду – ненастье, в любви – ненависть, в доверии и откровенности – измену и раскаяние, а также и наоборот. Это служило бы для нас постоянным источником истинной житейской мудрости, т.к. мы всегда оставались бы осторожными и не так легко попадались бы в обман. При этом большею частью мы только упреждали бы действие времени.
Но, быть может, ни для какого познания опыт не являлся столь неизбежным условием, как для правильной оценки непостоянства и изменчивости вещей. Так как именно каждое положение вещей, пока оно длится, бывает необходимо и потому имеет самое полное право на существование, то каждый год, каждый месяц, каждый день выглядит так, как если бы ему, в конце концов, суждено было сохранить это право на вечные времена. Но ни один его не сохраняет, и только одна перемена есть нечто постоянное. Умён тот, кого не обманывает кажущаяся устойчивость, и кто предвидит ещё к тому же направление, в каком сейчас будет совершаться эта перемена*.
*О ПЕРЕМЕНЕ.
…Во всех человеческих делах случаю представлено такое широкое поле действии, что, когда мы стараемся поскорее отвратить какую-нибудь грозящую опасность с помощью жертв, эта последняя часто исчезает благодаря непредвиденному положению, какое принимают обстоятельства: тогда не только принесённые жертвы оказываются напрасными, но внесённая ими перемена теперь, при изменившемся положении дел, является прямо вредной. Мы должны потому в своих мероприятиях не забираться слишком далеко в будущее, а оставлять также кое-что на долю случая и смело смотреть навстречу многим опасностям, в надежде, что они минуют нас, как это часто бывает с чёрными грозовыми тучами…
Если же люди теперешнее положение дел или направление их хода обычно считают прочным, то это происходит оттого, что, обращая свой взор на действия, они не понимают причин, а между тем именно в последних и лежит зародыш будущих изменений, – зародыш, чуждый, наоборот, действию, которое только и существует для тех людей. За него они и держатся, предполагая, что неизвестные им причины, которые были способны его произвести, будут также в состоянии и сохранить его. При этом на их стороне – та выгода, что, когда они заблуждаются, это всегда происходит для них совместно: поэтому-то бедствие, постигающее их в силу ошибки, всякий раз поражает их всех вместе, – между тем как человек мыслящий, в случае своего заблуждения, к тому же ещё остаётся в одиночестве. Между прочим, мы имеем здесь подтверждение моего учения, что заблуждение всегда основано на выводе от следствия к основанию.
Однако упреждать время надлежит лишь теоретически, предвидя его действие, а не практически, т.е. не следует торопить его, требуя раньше времени того, что может принести с собой лишь время. Ибо делающий это узнает на опыте, что нет более жестокого, неумолимого ростовщика, чем именно время, и что оно, когда его вынуждают давать авансы, берёт за это более тяжкие проценты, чем любой еврей.
Например, с помощью негашеной извести и тепла можно в такой степени подогнать рост дерева, что оно в течение немногих дней даст листья, цветы и плоды: но вслед за тем оно погибает. Если юноша уже в данную минуту желает показать производительную способность мужчины, хотя бы только за несколько недель, и на 19-том году дать то, с чем он отлично справился бы на 30-том, то время, конечно, не откажет ему в авансе, но в качестве процента послужит часть силы его будущих лет, даже часть самой его жизни. Есть болезни, от которых надлежащим и основательным образом излечиваются лишь тем, что представляют их естественному течению, после чего они сами собою исчезают без всяких следов.
Но если вы желаете быть здоровыми немедленно и теперь же, во что бы то ни стало теперь, то и здесь время должно будет дать аванс – болезнь будет изгнана: но процентом послужит слабость и хроническое страдание, часть жизни.
Когда мы нуждаемся в деньгах во время войны, или смут, притом немедленно, именно в данную минуту, то мы бывали вынуждены продавать недвижимую собственность или государственные бумаги за одну треть и даже меньше их стоимости, которая была бы получена целиком, если бы мы предоставили времени взять своё, т.е. согласились подождать несколько лет: но мы заставляем его дать аванс.
Или также, человеку нужна известная сумма для продолжительного путешествия, и он мог бы отложить её за один или два года из своих доходов. Но он не желает ждать: она берётся поэтому в долг или временно заимствуется из капитала, т.е. время должно дать вперёд. В таком случае его процентом будет вторгшийся в кассу беспорядок, постоянный и всё возрастающий дефицит, от которого никогда уже не избавишься. Таково, стало быть, лихоимство времени: его жертвами становятся все, кто не может ждать. Желание ускорить ход правильно текущего времени – вот наиболее дорого обходящееся предприятие. Остерегайтесь поэтому, чтобы за вами не начались у времени какие-либо проценты.
А. Шопенгауэр.
|